Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

«РБК Стиль» выяснил, как подруги Нино Шаматава и Алиса Ушакова за четыре года смогли создать коммерчески успешный бренд одежды и открыть магазины в нескольких городах России, при этом не имея ни опыта, ни профильного образования, ни инвесторов.

Бренд с сибирскими корнями UShatáva, чье название образуют фамилии его основательниц, существует уже четыре года. За это время подруги Алиса Ушакова и Нино Шаматава (Нино — юрист, а Алиса — экономист) смогли не просто создать популярную марку одежды, но и открыть магазины в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Сочи. Сегодня в штате UShatáva более 60 человек, а заказы в интернет-магазин поступают со всего мира. Началось все почти с банального — девушки не могли найти вещи, которые нравились бы им в магазинах родного Екатеринбурга, и решили попробовать создавать одежду самостоятельно.

 

 

Начало

Однажды Алиса и Нино случайно оказались вместе на борту самолета и на протяжении нескольких часов обсуждали моду, вещи, новые коллекции и пришли к выводу, что настолько схожие вкусы встречаются редко и с этим нужно что-то делать. 

Вернувшись в Екатеринбург, девушки решили научиться шить, чтобы делать вещи в первую очередь для себя. Сначала попробовали самостоятельно, но из этого ничего не вышло. Тогда они обратились к частному преподавателю. «Около года мы учились кройке и шитью в режиме цейтнота — по три часа три раза в неделю — и были настроены очень серьезно, — вспоминает Нино. — Впрочем, уже на третьем занятии поняли, что надо менять программу под свои потребности. Плечевое изделие, поясное изделие… То, о чем я говорю, — оборотная сторона любого образования: нужно подстраиваться под систему, нельзя выбирать, нельзя предлагать свое. Тогда мы с Алисой пришли к преподавателю и прямо сказали: теперь мы будем учиться шить не по технологии».

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

Нино Шаматава и Алиса Ушакова

Первая вещь, которую сшили девушки, до сих пор присутствует в коллекциях бренда в том или ином виде. Это был топ-полотно, они сделали его для своей подруги за пару дней. Лекала Нино и Алиса разработали сами и продолжают работать по ним до сих пор.

В отсутствие инвесторов первые коллекции подруги отшивали сами на собственные сбережения и сами же занимались продвижением бренда (начиналось все с инстаграм-аккаунта).

 

Идея

UShatáva позиционирует себя как бренд нетривиальной базовой одежды, хотя изначально у Нино и Алисы не было плана концентрироваться лишь на этом сегменте.

«Один наш клиент очень удачно охарактеризовал UShatáva: "Ты никогда не знаешь, что увидишь, когда придешь сюда". Этим мы, по мнению наших клиентов, и отличаемся от других российских брендов. Мы не гонимся за трендами, мы делаем очень аутентичную одежду, и мне бы не хотелось привязываться к тому, что UShatáva — только уральский или только российский бренд. Мы делаем разные вещи. В каждой нашей коллекции есть предметы, которые под понятие базовых не попадают как достаточно сложные для массового понимания, но именно через них мы хотим показать, что умеем делать еще и вот так», — рассказывает Нино.

«Вообще вся суть наших коллекций в сочетаемости. То же платье-комбинация из новой коллекции Studio 54 вполне попадает под определение базового гардероба. Его можно носить с пиджаком и джинсами днем, а вечером добавить более нарядные аксессуары. Наша сила и отличие от других брендов именно в том, что мы делаем удобные вещи, которые выглядят интересно, которые приятно надевать и которые дают ощущение чего-то особенного. При этом все настолько простое, что каждый предмет можно рифмовать с другим, создавая очень сложные образы», — говорит Алиса Ушакова.

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

О дружбе в бизнесе

Нино и Алиса признаются, что вести бизнес и сохранять при этом теплые отношения — не всегда просто. Острые моменты случаются, но дизайнеры стараются оставаться хладнокровными. «Я воспринимаю конфликты и споры как данность. Это неизбежная часть рабочего процесса, к нашей личной жизни такие вещи отношения не имеют. Даже если мы из-за чего-то спорим, вечером встречаемся в нейтральной обстановке и спокойно общаемся», — рассказывает Алиса.

«Как правило, финальное слово остается не за кем-то из нас. Мы отлично знаем, что будет лучше для бренда. Мы можем спорить и высказывать свою точку зрения, проявлять позицию, но потом всегда находим правильное решение вместе. И совершенно неважно, кто его озвучивает», — соглашается Нино.

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

О ценообразовании

Один из феноменов бренда — доступные цены. Платье в бельевом стиле обойдется в 3900 руб., брюки — в 5700, однобортный жакет стоит 7900 руб., а вязаные митенки — 900. При этом вещи качественнее, чем у брендов масс-маркета, и выглядят интереснее. Алиса Ушакова говорит, что доступные цены всегда были одним из ключевых приоритетов компании. В первую очередь этого удается добиться за счет подбора материалов: дизайнеры закупают ткани в стоках в Италии и Китае. Таким образом получается сохранять качество и удерживать цены.

 

 

О мужской линии

Сегодня UShatáva выпускает от 10 до 12 коллекций в год. Кроме того, это один из редких российских брендов, у которого можно купить мужские вещи. Правда, сейчас девушки немного приостановили развитие этого направления. В данный момент, по их словам, они, скорее, предлагают стиль унисекс, который одинаково хорошо смотрится и на мужчинах, и на женщинах. «Мужская коллекция сложна с точки зрения конструкции: лекала очень отличаются от женских. Впрочем, нет ничего невозможного. Сейчас у нас сильный конструкторский отдел. Мы набрали кадры, которые соответствуют нашим ожиданиям, и вновь задумались о том, чтобы делать больше унисекс-моделей, но чтобы при этом они лучше садились именно на мужскую фигуру. Когда мы отработаем этот процесс до совершенства, то начнем заниматься маркетингом, и все будет лучше», — делится планами Нино Шаматава.

Что касается мужчин, которые приходят в UShatáva сегодня, то, по словам дизайнеров, в первую очередь — это люди, свободные от предубеждений, желающие найти что-то новое для себя. Впрочем, в основном мужскую линию все же охотнее берут девушки.

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

Особенности

У UShatáva есть свои отличительные черты, по которым бренд можно легко идентифицировать. Во-первых, это юбка-баска, которая в разных дизайнах переходит из коллекции в коллекцию и остается одним из бестселлеров бренда. Во-вторых, юбки-карандаши и те самые топы-полотна, лекала для которых разрабатывали Нино и Алиса в самом начале пути. «Я бы сказала, что многослойность — еще одна особенность нашего бренда, — замечает Нино. — Если вы видите сложносочиненный, интересный образ, выдержанный в приглушенных, пыльных оттенках, то можно предположить, что это UShatáva».

И Алиса, и Нино единогласно считают, что конкурентов на российском рынке у них нет. «Мы уже прорабатывали этот вопрос, долго думали, кого можно было бы назвать, и поняли, что с нашей стратегией и ценностями не совпадает ни один локальный бренд», — говорит Нино.

Проводя параллели с зарубежными марками, дизайнеры отмечают, что их философия, ценности и взгляды на прекрасное схожи с Acne Studios, Études, The Row и Céline (эпохи Фиби Файло, разумеется).

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

О рабочих и творческих планах

Сегодня магазины UShatáva расположены в четырех российских городах, и расширяться дизайнеры пока не собираются. «В нашу стратегию не входит цель открыть точки по всей России, да и мы сами этого не хотим. В первую очередь офлайн-магазин нужен для того, чтобы человек познакомился с нашей философией и ценностями», — отмечает Нино.

А вот возможность встать на реализацию в мультибренд девушки не отрицают, среди их фаворитов — Farfetch. При этом представлять свои коллекции в офлайн-магазинах или торговых центрах они пока не хотят, интернет-ретейлеры интересуют их больше.

Кроме того, UShatáva открыты к сотрудничеству с другими российскими и зарубежными дизайнерами. «Мы с Нино часто обсуждаем, что хотелось бы дружеских отношений с другими брендами. На наш субъективный взгляд, сейчас есть какая-то нездоровая конкуренция и злость, а хочется, чтобы все было проще. Возможно, это только субъективное ощущение. Клиентов много, каждый дизайнер делает свои особенные вещи и абсолютно в своем стиле. Надо дружить. Возможность создавать совместные продукты и делиться идеями — это круто. Если вдруг у нас будет единство с другим брендом, то я не вижу причин не сделать что-то вместе», — говорит Алиса.

Нино придерживается такой же точки зрения и считает, что бренд Ushatáva мог бы отлично сработаться, к примеру, с Cosmotheca: «По идеологии, по тому, как они ведут свое дело, они нам очень близки. Мы находились с ними на одной площадке в Ельцин-центре и убедились, что они очень идейные, вдохновленные своим делом, безумно любящие его».

Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт

Интерьер московского магазина UShatáva на Большой Садовой, 5 

Также в ближайшее время UShatáva открывает новое многофункциональное пространство на набережной в Санкт-Петербурге. Детали не разглашаются, но, по словам Нино Шаматавы, это будет абсолютно новый для бренда формат. Кроме того, сейчас девушки активно развивают сайт, на который приходится 50% заказов. В ближайшее время там появятся англоязычная версия, а также личный кабинет покупателя с бонусной программой. У UShatáva уже немало заказов из-за рубежа, и цифра постоянно растет. Нино и Алиса видят в этом определенный потенциал: так что можно предположить, что в будущем мы увидим магазины бренда за рубежом. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here